Статьи Св., посвященные культуре изнасилования:
Культура изнасилования
Война полов за священный Грааль секса
Доклад Диран о БДСМ:
читать дальшеСпоров о четком разделении фанфикшена и литературы всегда было много. Но если не вдаваться в терминологические дебри, а оставаться в некоторых интуитивно понятных рамках, то первое отличие вылезает еще до того, как мы открываем текст.
Шапка.
Если в кинематографе фильмы все же пытаются раскидать по жанрам, стилям, рейтингам, то когда человек приобретает книгу, он знает ее жанр и аннотацию. Все. А вот в фанфикшене вопрос правильного оформления шапки стоит очень остро, на большинстве сайтов, сообществ, конкурсов она обязательно, да авторы и сами стремятся сделать себе красивую, завлекательную шапку. Потому что это от нее на 95, а то и больше, процентов, зависит, прочитают ваш текст или нет. Даже не так: откроют или нет.
И если по некоторым аббревиатурам мы текст в большинстве случаев выбираем: гарридрака, винцест, хилсон, вокруг каких-то предупреждений постоянно ведутся споры об их необходимости и о том являются ли они спойлерами, а какие-то и вовсе неоднозначны: не очень понятно, что именно мы там, в тексте, найдем.
Аббревиатура БДСМ мелькает в шапках нередко. Но если за терминами снарри и мпрег стоят вполне очевидные вещи: слэш Поттера со Снейпом и беременные мужики, то с таким предупреждением, как БДСМ, все очень непросто. Да и само описание БДСМа вызывает вопросы. Впрочем, если до сих пор популярны статьи и семинары о том, как же писать постельные сцены (а это все же одна из основных тем в слэше), то с таким понятием, как БДСМ все еще сложнее. Этому, пожалуй, стоит посвящать отдельные семинары и круглые столы. А сегодня хотелось бы разобраться с терминологией и обозначить основные проблемы.
Для того чтоб понять нужно ставить предупреждение «БДСМ» на вашем тексте или нет, и чего ждать от чужого текста с подобным предупреждением в шапке, чтоб понять, что же вы такое описываете, надо разобраться во всем: от четкого определения термина до опасных границ со схожими жанрами.
О термине БДСМ в реальной жизни ведется много споров, а в фанфиках все еще сложнее. Поэтому надо дать базовое определение, которое затем возможно будем уточнять.
Аббревиатура БДСМ это сокращенная форма аббревиатуры БДДССМ, которая означает BD (Bondage & Discipline — неволя и дисциплина, воспитание) — бондаж (связывание, ограничение подвижности), дисциплинарные и ролевые игры, игровое подчинение, унижение, наказания;
DS (Domination & Submission — доминирование и подчинение (англ.)) — неигровое господство и подчинение; отношения, в которых в результате предварительной договоренности присутствует неравноправие партнеров;
SM (Sadism & Masochism — садизм и мазохизм) — садомазохизм; практики, связанные с получением удовольствия от причинения или переживания физической боли.
Исходя из этого, определим БДСМ следующим образом.
БДСМ – это отношения или действия доминантно-сабмиссивного, садо-мазохистского или бондаж-дисциплинарного характера, происходящие при согласии на то всех действующих лиц. То есть мы говорим о спектре отношений от подчинения одного человека другому (не вассально-присяжного характера) до причинения друг другу боли и получения от всего этого удовольствия.
Во-первых, почему это явление вообще заслужило внимания, почему мы не говорим о гото- эмо-фиках, почему столько вопросов вокруг БДСМа?
Достаточно залезть на сообщество «анонимное порно», чтоб увидеть сколько людей…
А впрочем:
А меня вот дико возбуждает фантазия о том, что я - проститутка. Как мною пользуются, делают, что хотят, а я выполняю все прихоти, пока клиент не кончит.
Просто невероятно возбуждает сама мысль о том, как меня трахают, не заботясь о моем же удовольствии, говорят "спасибо", или просто деньги оставляют, и уходят.
Аноны, ищу видео и фото, где девушка принуждает парня заниматься сексом с другим парнем
идеальной порнухой для анона был бы сериал "Великолепный век", если б ему рейтинг повысили до уровня каких-нибудь Тюдоров. гарем, "мой прекрасный господин"
о, вспомнил. эротический кошмар подросткового возраста: фильм "Камо Грядеши", голливудская версия, рабыня-испанка, которую только что высекли, в полуспущенной с плеч древнеримской шмотке целуется со статуей и: "о, мой прекрасный господин, я так люблю тебя - как? как мне сказать тебе?"
Анончики, подкинье ссылок на рассказы по теме "воспитывают девочек чтобы сделать их содержанками/секс-рабынями"
Кончаю радугами от фантазий на эту тему
Последняя фраза характеризует. На самом деле фантазии о подчинении одни из самых популярных. Никто не хотел бы насилия, проституции, насильственного подчинения в реальности, но закрыть глаза, залезть под одеялко и… помечтать…
Добавьте сюда кинки на неравности партнеров, отношение к сексу как к чем-то сакральному и предельно доверительному («о, это предательское тело» - стонут сотни героев, вместо того, чтоб с мордой-кирпичом напомнить «это физиология, чувак, причем здесь ты вообще?» ну или просто встать и врезать в морду, потому что секс.возбуждение, отключающее мозг и перебивающее самую лютую ненависть к человеку, это… помечать). Получается, что тема принуждения, подчинения и жесткого секса встречается чуть ли не в большинстве фиков. Наложим на это то, что основная масса слэша выводит на первый план героев и их отношения и сюжет релэйшн-центричный, а вся эта тематика, помноженная на характеры конкретных персонажей, дает огромный спектр сюжетных линий и развилок. А еще часто авторы пытаются описать в текстах крайне сильные чувства, при которых двое превращаются в одно целое, когда надо продемонстрировать, чем это зашкаливающее доверие и взаимопроникновение отличается от любви…
В общем, никуда с этой подлодки не деться. К слову о подлодках, при буме фандома «первого класса» прошлым летом, в текстах и обсуждениях наблюдалась очень частая картина. Говоришь Ксавье – читаешь телепатический приказ, говоришь Леншерр – у всех кроватей мира сразу оказываются спинки из металлических прутьев. Характеризует.
В общем, определились. Тема популярная. Только вот слишком широкая и включающая в себя такое количество кинков, которые, как известно, могут быть чьими-то сквиками, что нужна более точная дифференциация.
- нон-кон
- даб-кон
- херт-комфорт
- бдсм
Казалось бы, есть д/с или с/м отношения – БДСМ, нет – все остальное, но все куда сложнее.
Связано это, во-первых, с тем, что аббревиатура БДСМ в повседневной жизни заштампована совсем не тем, чем надо. Если выйти на улицы и окунуться в обычную такую жизнь вне интернета, то можно узнать много удивительного. БДСМ ассоциируется с больноватыми людьми-извращенцами, несуществующими в реале, примерно как мифические пидарасы. Знаете, анекдот про одного очень известного политика? Его сторонники как пидарасы – вроде их много, а среди моих знакомых нет.
Ну предположим, о гомосексуальности люди еще более-менее слышали, а вот БДСМ так и остается сказкой. Страшной сказкой. Я по своему детству помню – было в школе много таких смешнячек про голубых, розовых, садистов и мазохистов. К сожалению, в вопросах, касающихся БДСМа, многие взрослые люди мало чем отличаются. Причем такие представители есть даже среди слэшеров, хотя, казалось бы, уровень сексуальной просвещенности должен быть повыше.
Люди с наиболее лояльными взглядами в стиле известной всем цитаты «Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду» представляют себе БДСМ как садизм и мазохим, не сильно вдумываясь в то, откуда в этой аббревиатуре другие буквы. Они думают, что к БДСМ относятся люди-девианты, которые получают удовольствие от причинения или получения боли. Здесь кстати кроется еще одно распространенное заблуждение – что если уж человеку нравится БДСМ, то как бы весь. Сегодня я тебя отшлепаю, завтра ты меня выпори. Что удивительно, потому что в БДСМ-среде наоборот огромное количество людей в свитчей не верит.
Казалось бы, ну не знают люди и не знают. Я, например, плохо разбираюсь в литовских писателях и не очень хорошо представляю себе химический состав индийского океана, и что? И зачем мне это?
Затем, что если я уж лезу в этот океан с аллергией, мне бы стоит знать, куда я лезу. Как в Алисе: «Дружок, всегда прежде чем лезть куда-то, обязательно подумай: «А как я оттуда вылезу?»» Если уж мы лезем читать фики и хотим найти среди них те, которые нам кинки почешут, фетиши погладят и избежать тех, которые люто-бешено сквикнут, заставив хлопнуть окном браузера, нам надо знать, чего ждать от тех или иных предупреждений.
А из всего вышеописанного плаванья в теме следует неутешительная ситуация. Предупреждение БДСМ только недавно перестали ставить на текстах с насилием.
Итак, давайте разгребаться и пытаться проводить рамки.
Нон-кон. Оно же насилие. Не имеет к БДСМу никакого отношения ни в какой своей модификации. Либо это не БДСМ, либо это уже не нон-кон. Насилие равнозначно отсутствию согласия, БДСМ равносильно добровольности.
Херт-комфорт. В ситуации, когда хертит, так сказать героя один человек, или группа лиц, а комфортит другой – проблем с разграничением вроде никаких. Такой херт-комрфорт редко путают с БДСМом. Потому что в начала мы имеем нон-кон, а потом приходит супер-герой, спасает няшечку и комфортит. А вот в ситуации, когда счастье и хертить, и комфортить выпадает на долю одного героя, то либо набегают фанаты стокгольмского синдрома, либо при ином развитии сюжета, любители извинений, раскаяний и прочих вставаний на колени.
А некоторые авторы ставят БДСМ на таких фиках. Чем вводят и первых и вторых и всех мимо проходящих в глубокое заблуждение. Авторы думают примерно следующим образом: герой А героя Б бил/насиловал/издевался/заставлял смотреть дом-2, привязав к стулу и т.д. а герой Б его теперь любит. Ну не мазохист ли? Над последним вопросом можно еще поспорить, да и это зависит от конкретного текста, но сама ситуация не относится к БДСМу. БДСМ это все-таки парное мероприятие (ну или много-парное, оргие-подобное, но об этом как-нибудь в другой раз) и наличие одного мазохиста в тексте еще не делает его БДСМным. Да и к тому же эти отношения построены не на взаимном согласии на подобное, а на том, что все изменилось. Насильник полюбил жертву и стал дарить ей цветы, жертва обливает слезами умоляющего простить насильника, веревки и кнуты заперты в чулан, все счастливы. Призрак БДСМа изгнан в даль.
Возникает логичный вопрос: а если эти отношения будут построены на другом? На том, что жертве стало нравиться? Тогда мы будем иметь дело с сюжетом, еще менее жизненным, чем предыдущий, но пф, мы имеем дело с фанфикшеном и ориджиналами, когда это нас останавливало. Есть такой фильм «Ночной портье». Там происходит встреча бывшего офицера СС и его бывшей «пациентки» - единственной выжившей. Он работает ночным портье, она приехала в гостиницу с мужем. Ну и уже накал страстей: она может его сдать, он может ее убить, как лишнюю свидетельницу. И все. Героев прорывает, роман, садомазохизм.
Или попадался мне сюжет про оборотня (которые считались вторым сортом в той вселенной), которого у себя в неволе держал один знатный господин (вам кажется, я говорю о штампованных сюжетах? Это так, к слову о популярности)… так вот, ближе к концу хозяин дал свободу оборотню. А тот, на протяжении всего сюжета огрызаясь и пытаясь вырваться, остался. Что важно – в тех же неравноправных отношениях хозяин-зверь. Причем, здесь уже даже не важно – явно он остался или как бы случайно не воспользовался предложенной возможностью, чтоб сохранить игровой элемент, но как только он перешагнул эту черту, как только он сделал в голове выбор, это стало добровольностью.
То есть, если вдруг, ваш насильник не начинает бегать за цветами, но жертва становится ему дорога, а жертва начинает получать от происходящего удовольствие, как только это приобретает добровольный характер – вы получаете БДСМ.
Вопрос только в том, что такой сюжет, уже пожалуй тяжело назвать херт-комфортом.
Даб-кон – тут возникают еще большие проблемы идентификации, чем с херт-комфортом. «Сомнительное согласие», а что это такое вообще? Это понятие и так-то трудно определить. Но все эти «убери руки! Я не хочу! Не хочу! Ой, хочу… О, мое предательское тело…» кинкают такое огромное количество людей, что как-то определения раскидывать надо.
И вообще говоря, в ситуации, когда герой сопротивляется проводимым над ним действиям, но только на словах и действиях (отпихивается, вырывается), но на самом деле согласен и получает от происходящего удовольствие, а проводящий сии действия прекрасно все понимает… ну мы имеем БДСМ. С игровым элементом, но таким БДСМом занимается ну примерно половина БДСМщиков. Только надо учитывать, еще одну вещь. Если весь даб-кон состоит из «ну я так против, но давай», наверное до БДСМа он все-таки не дотянет. Потому что БДСМ, как мы определились должен содержать в себе элементы садо-мазо, бондаж-дисциплины или доминантно-сабмиссивности. А не только секс. Кстати, часто встречаемое в реале заблуждение о том, что БДСМ – исключительно сексуальная практика и не имеет смысла без привязки к постели, в фиках встречается очень редко. Но не могу сказать, что это радует, потому что есть любители поставить предупреждение БДСМ на тексте с пытками, не имеющими ничего относящегося к сексу, конечно, но и к БДСМу тем более.
Возвращаясь к даб-кону. Другие его виды: секс по пьяни, секс под наркотиками, когда один персонаж «за» только под алкоголем – очень неоднозначная штука. Потому что если персонаж «да я бы никогда», а в состоянии того или иного опьянения раскрепостился, а потом, краснея, бледнея, зеленея, соглашается, ну или хотя бы начинает ломаться, потому что на самом-то деле он за – один разговор. А если он ничего не соображал, он вообще был не тут. А с ним, как с тушкой что-то сотворили, а потом он это обнаружил и искренне возмутился, потому что он бы правда никогда – автор, вы написали крутой текст, но без БДСМа. Не лепите его в предупреждения, потому что его здесь нет.
И напомню – речь идет о БДСМе, если мы говорим не только о сексе. Если только о нем – нет БДСМа, нет.
Отдельно упомяну, так называем слейв-фики, которые тоже часто путают с БДСМом. Слейв-фик подразумевает под собой лишь то, что сюжет текста связан с рабством. Повторюсь – если рабство это не добровольное, а злые пожиратели смерти в плен захватили, то это рабство. Слейв-фик, нон-кон, ежели он есть у вас в сюжете, но не БДСМ. А вот если вы пришли и добровольно отдались Дарту Вейдеру, а он теперь над вами, привязанным к поручню, навис и шипит, то рабство добровольное, то это уже БДСМ чистой воды. Есть в БДСМе понятие лайф-стайла, подразумевающее рабство, но это уже тонкости терминологии, которые сегодня опустим.
Все остальное, что не было оговорено, но что включает в себя садо-мазо, бондаж-дисциплину и доминирование-подчинение, и не является при этом насилием, происходит добровольно – относится к БДСМу. Будь то текст, про то, как персонажи решили изменить свои, так называемые, ванильные, обычные отношения на тематические, бдсмные, или наоборот – о героях, уходящих из Темы. Будь то текст про двух, встретившихся на бдсм-почве персонажей, а потом полюбивших друг друга или еще что – включайте фантазию, это будет БДСМ.
Доклад Col. Andrzey Protiwienski о понятии стигмы:
читать дальшеИрвинг Гофман вводит в социологию понятие стигмы, заимствуя его у древних греков. Первоначально стигмой назывался знак, наносящийся на тело и свидетельствующий о необычных или низких моральных качествах его носителя. В интерпретации Гофмана этот термин получил значение некоего атрибута, отличающего чужака от членов общности, причем, отличающего в худшую сторону. Стигма лишает своего носителя заурядности и привычности, делая его грязным, низким, опасным. В качестве стигмы могут выступать далеко не все нежелательные атрибуты, а только те, которые соотносятся с нашими представлением о том, что должно быть присуще данному индивиду, а вместе с ним и всему социальному типу1.
Говоря о стигме, важно учитывать следующее обстоятельство: стала ли стигма уже видимой для окружающих, если она заметна всегда или при каких-либо ситуационных условиях (ситуация свершившегося позора (discredited)), или же о ней знает только сам ее носитель, и необходимы какие-то специальные условия для того, чтобы окружающие о ней узнали (ситуация возможного позора (discreditable)). Гофман различает три вида стигм. Во-первых, это физические недостатки и уродства. Во-вторых, - «пятна на репутации», которые могут стать известны, например, судимость, алкоголизм, гомосексуальность, суицидальные наклонности, психические заболевания, и т.д. В-третьих, это родовая стигма (tribal stigma) расы, нации, религии, которая может передаваться из поколения в поколение2.
Стигма, как пишет Гофман, делает своего носителя «не совсем человеком» в глазах «нормальных» людей, не обладающих стигматизирующим атрибутом. Также она создает «теорию стигмы» (stigma theory), идеологию, объясняющую неполноценность стигматизированного индивида и предвосхищающую опасность, которую он может представлять3.
Тем не менее, нельзя сказать, что обладание стигмой полностью исключает индивида из системы социальных контактов. Можно выделить по меньшей мере два типа людей, способных в той или иной степени игнорировать стигму, либо не придавать ей значения. К первому типу, разумеется, относятся другие носители подобной стигмы. Группы, которые образуются по признаку обладания одной стигмой, могут иметь различную структуру и выполнять различные функции: рекреативные, адаптивные, информационные, правозащитные и т.д4. Название второго типа – понимающие (wise) – было заимствовано Гофманом из словаря гомосексуалов. К этому типу относятся те нормальные люди, которые в силу каких-либо жизненных обстоятельств оказались посвящены в подробности, связанные с обладанием стигмой, и симпатизируют ее носителям, принимая их в свое общество на правах полноправных членов. Понимающими могут быть люди, связанные со стигмой по роду деятельности (врачи и медсестры, полицейские, гетеросексуальный персонал в заведениях для гомосексуалов и т.д.) либо те, кто связан со стигматизированным индивидом структурой социальных связей – члены семей, близкие друзья. В последнем случае, стигма имеет тенденцию переходить от своего непосредственного носителя на тех, с кем он связан, что объясняет частую хрупкость социальных связей стигматизированных индивидов5.
Стигма гомосексуальности является одним из ярчайших примеров стигмы как «пятна на репутации», вне зависимости от того, скрывает ли ее обладатель свою сексуальную ориентацию или нет. Так как сексуальная жизнь индивида является одной из самых интимных и закрытых сфер, различия между гомосексуалами и гетеросексуалами чаще всего не выходят за рамки их сексуального поведения. В сфере публичной сложно выделить какие-либо различия во внешности, поведении и т.д., кроме случаев, когда индивид нарочно подчеркивает свою гомосексуальность. Это может являться частью публичного образа, либо реакцией «враждебной бравады»6 как способом взаимодействия с нормальными людьми. Так как сексуальные предпочтения не фиксируются ни в каких документах, гомосексуальность может скрываться годами и даже десятилетиями, если не произойдет какой-либо инцидент, в результате которого тайна раскроется.
Говоря о гомосексуальности как о стигме, необходимо различать гомосексуальное поведение и гомосексуальную идентичность. Не все люди, имеющие или имевшие в прошлом сексуальные контакты с представителями своего гендера, идентифицируют себя как гомосексуалов7. Гомосексуальная идентичность, по мнению М. Фуко, начала формироваться только в конце XIX – начале XX вв., когда гомосексуальность была выведена в медицинский дискурс. Если до этого времени (Фуко называет даже точную дату – 1870 г.) гомосексуальность атрибутировалась поведению индивида, то после медикализации она стала атрибутом самого индивида. «Содомит был отступником от закона, гомосексуалист является теперь видом»8, - пишет Фуко.
В случае с сексуальным насилием, стигму приобретают оба участника этого процесса — и насильник, и жертва. Они становятся со-участниками, в некотором смысле разделяя последствия происходящего. Но стигма жертвы оказывается более сильной и значимой по своим последствиям для ее носителя, так как общество частенько перекладывает на него часть вины за случившееся. Ситуация гомосексуального насилия получает сразу два клейма, одно другого заметнее и уродливее. Что же заставляет авторов раз за разом помещать своих героев в такое неприглядное положение? Я попытаюсь провести своеобразную классификацию текстов, содержащих сцены гомосексуального насилия, чтобы получить наглядное представление о том поле, на котором мы собираемся работать.
Итак, какие ситуации чаще всего описываются в слэш-фикшн?
1. Насилие было в прошлом одного из героев, в результате него герой испытывает психологические проблемы, недостаток доверия, неспособность к духовной и/или физической близости.
2. Один из героев подвергается сексуальному насилию, будучи не в состоянии сопротивляться ему: он ранен, в плену, от его покорности зависят жизни его близких и т. п. Партнер героя помогает ему справиться с травмой (чаще всего с помощью целительного секса, но я оставляю это на совести авторов).
3. Начальная ситуация та же, но жертва насилия получает от него удовольствие — скорее всего, она мечтала о близости с насильником, но по каким-то причинам не могла обозначить свой интерес.
4. Начальная ситуация та же, один из героев совершает насилие над другим, оказавшимся в его власти, и постепенно приобретает эмоциональную привязанность к своей жертве.
5. Один из героев, позиционируемый как гетеросексуал, испытывает влечение к герою своего пола. Не желая признавать влюбленность, то есть принять себя как гомо- или бисексуала, он насилует объект своего желания, пытаясь таким образом удовлетворить сексуальное желание и избежать духовной близости.
Какое же отношение имеет ко всему описанному понятие стигмы? Давайте посмотрим повнимательнее. В первых двух ситуациях мы видим пример разделенной стигмы, стигматизированного и понимающего. Стигма дает необходимый для тесных отношений уровень близости, возможность сочувствия и сопереживания. Любовь либо становится причиной разделения с жертвой стигмы изнасилования, либо вырастает из заботы о жертве, из близости людей, связанных общей тайной.
В трех заключительных случаях стигма изнасилования становится основой отношения героев. Более того, она их легитимизирует. Только благодаря изнасилованию становятся возможны отношения между двумя персонажами. Теперь они связаны общим бэкграундом, общей стигмой, вернее, двумя — фактом насилия и гомосексуальностью. Именно на этой почве вырастает их совместное будущее, удобренное тайной, которую необходимо сохранить. Они — со-общники, со-участники. И любовью я бы это не назвал.
Почему про это пишут? Возможно, потому, что в авторах бывает слишком силен стереотип о том, что гомосексуальность — это плохо, неестественно, и им необходимо поставить героев в ситуацию, в которой их влечение будет иметь оправдание. Возможно, потому, что большинство авторов — женщины, и таким образом они пытаются вложить в своих героев собственный опыт. Ведь мы помним: мужчин не насилуют, жертва насилия почти автоматически приравнивается к женщине по своему подчиненному, пораженному в правах положению. Точного ответа на этот вопрос я дать не могу, скорее всего, для каждого автора он будет уникальным. Хотелось бы только, чтобы при описании сцен подобного характера, авторы понимали, откуда растут уши у мифа о любви между насильником и жертвой.
Лучшая оценка для ведущего семинара - это когда люди подходят и говорят, что было слишком мало времени. Времени действительно было мало, поэтому
ждем ваших вопросов и продолжения дискуссии в комментариях!
Материалы круглого стола "Сексуальное насилие в слэш-текстах"
Статьи Св., посвященные культуре изнасилования:
Культура изнасилования
Война полов за священный Грааль секса
Доклад Диран о БДСМ:
читать дальше
Доклад Col. Andrzey Protiwienski о понятии стигмы:
читать дальше
Лучшая оценка для ведущего семинара - это когда люди подходят и говорят, что было слишком мало времени. Времени действительно было мало, поэтому
ждем ваших вопросов и продолжения дискуссии в комментариях!
Культура изнасилования
Война полов за священный Грааль секса
Доклад Диран о БДСМ:
читать дальше
Доклад Col. Andrzey Protiwienski о понятии стигмы:
читать дальше
Лучшая оценка для ведущего семинара - это когда люди подходят и говорят, что было слишком мало времени. Времени действительно было мало, поэтому
ждем ваших вопросов и продолжения дискуссии в комментариях!